Регистрация

Мария Калякина
12 май 2021
Читать 10 мин.

Столица Поволжья, город самой широкой станции метро, родина Горького, Кулибина и пары моих знакомых — вот, пожалуй, всё, что я знала о Нижнем Новгороде до поездки. Он представлялся мне милым городком на Волге без особенного характера, который можно осмотреть за выходные. Я очень ошибалась: характер у Нижнего оказался что надо, и пары дней не хватило даже на главные достопримечательности.

Фото: i3.photo.2gis.com

В Нижний мы поехали с подругой. У нас был план-минимум и максимум. Я всегда готовлю два плана, даже если еду всего на пару дней. В наш план-минимум вошли Кремль, Чкаловская лестница, набережная, нижегородское метро, главная прогулочная улица Большая Покровская, знаменитый фуникулер, церковь-вагон и некоторые точки местного стрит-арта. Все остальное — если будут силы, хорошая погода и настроение. В итоге план минимум мы выполнили и захватили несколько пунктов из максимального списка.

Если соберетесь на пару дней в Нижний Новгород, можете воспользоваться нашим планом, адаптировав его под себя, или взять готовый авторский тур.

Дом-утюг и легенда о призраках в метро

Приехали мы в Нижний на утреннем скоростном поезде «Стриж». Выезжали из Москвы рано, в 6:35, и уже в 10 утра были на месте. Пятый по численности мегаполис России очень удачно встретил нас солнечной погодой и теплом.

Фото: even2m.files.wordpress.com

Прямо напротив вокзала мы заметили «Макдональдс», где и позавтракали. Не очень полезно и аутентично, зато быстро. Здесь же, на площади, расположен дом-коммуна «Дом железнодорожника» — интересное серое здание в стиле конструктивизм, которое местные называют «утюг». Действительно похож!

У подножия «утюга» находится один из входов на станцию метро «Московская». Она тоже была в нашем плане-минимум. До прошлого года это была самая большая станция метро в России. При ее строительстве в 70-е годы погибли двое рабочих из студенческой бригады, и с тех пор местные верят в призраков, которые блуждают по тоннелям и станциям. Впрочем, спустились в подземку мы не только из-за городской легенды и гигантомании — нам нужно было добраться до центра, где мы забронировали апартаменты, чтобы скинуть сумки.

Фото: farm3.static.flickr.com

«Апартаменты» я пишу по привычке: это, конечно, была просто квартира. Когда мы раньше (славное доковидное время!) выбирались с друзьями куда-нибудь в Европу «погулять», всегда предпочитали апартаменты гостиницам. Во-первых, когда живешь среди местных, лучше погружаешься в культуру, а во-вторых, это выгоднее, чем снимать несколько гостиничных номеров. В России бронировать апартаменты или квартиры — это всегда немного рулетка. Иногда все проходит хорошо, но чаще: «Извините, мы эту квартиру уже сдали другим людям, но у нас есть другая, еще лучше».

С Нижним Новгородом нам повезло, все прошло идеально: квартира оказалась такой, как на фото, хозяева — приятная молодая пара, никаких неожиданностей с заселением. Жилье мы выбрали в самом центре: подороже, но зато все достопримечательности в пешей доступности.

Дом-коммуна, Кремль и 560 ступенек

После заселения сразу помчали в Кремль — первый пункт нашего плана. По пути прошли через еще один дом-коммуну «Культурная революция» на улице Пискунова, 3. Несколько 6-этажных зданий, соединенных подвесными переходами, выглядят весьма обветшалыми — дому без малого сто лет. Если интересуетесь конструктивизмом, будет любопытно его осмотреть. Нас удивило, что дом жилой. Потом мы вычитали, что в этом доме появился первый в городе лифт, в подвале были душевые, а во дворе —  хоккейная площадка и летняя эстрада, где крутили кино и выступали массовики-затейники.

Фото: photos.wikimapia.org

От «Культурной революции» до Кремля — 5 минут пешком. Вход на территорию Кремля оказался бесплатный. Мы сфотографировали карту при входе, чтобы было легче ориентироваться на местности, и пошли осматривать главную достопримечательность города. Ходили сами, но в следующий раз обязательно возьмем экскурсию. Когда взобрались на крепостную стену (150 рублей за вход), подруга, любительница фотосессий, была в восторге: отсюда открывается очень красивый вид на город, Волгу и Оку.

Фото: ozbm.ru

Осмотр Кремля зафиналили Чкаловской лестницей, которая соединяет набережные: Верхне-Волжскую и Нижне-Волжскую. Она насчитывает 560 ступенек и считается самой длинной лестницей страны. После полуторачасовой прогулки по холмистой территории Кремля, даже спуск дался нам нелегко. А ведь каждый год 17 августа сотни бегунов штурмуют эту лестницу в массовом забеге, и победитель поднимается на нее всего за 1 минуту 25 секунд. Полторы минуты, Карл! Мы спускались только минут 15.

Минин и Пожарский на родине

По Нижне-Волжской набережной, которая знаменита своей 10-летней реконструкцией, мы пешком прогулялись до пересечения с улицей Широкая. Было бы побольше времени, взяли бы велики напрокат — на набережной отличные велодорожки. По Широкой пошли в сторону следующего пункта программы — местного Арбата, улицы Большая Покровская.

Фото: visitnizhny.ru

По пути встретили знакомый всем с детства памятник Минину и Пожарскому, уменьшенную копию монумента на Красной площади. Вообще, изначально этот памятник должен был быть установлен именно здесь, в Нижнем Новгороде. Но в процессе изготовления Александр I решил поместить монумент в столице. И только в 2005 году историческая справедливость восторжествовала и родина Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского получила свой собственный памятник героям.

Фото: cstor.nn2.ru

Добравшись до Большой Покровской, мы как следует протерли камеры на смартфонах и приготовились делать много фоток. На главной улице Нижнего Новгорода, вымощенной брусчаткой, есть на что посмотреть: это и множество необычных памятников, и Дворец труда (бывшая Городская дума), считающийся одним из самых красивых зданий города, и здание Государственного банка, больше похожее на сказочный терем. Гида здесь нам заменил Гугл, но в тревел-виш-лист на будущее внесли поездку сюда в составе авторского тура, чтобы погрузиться в историю по-настоящему.

Обедать решили тут же, на Большой Покровской, где, по нашим наблюдениям, сосредоточено максимальное количество точек общепита на единицу площади. В самом конце улицы нам приглянулось кафе «Библиотека», к тому же у него был статус Travellers' Choice 2020 на Tripadvisor. Итальянская кухня на бывшей дворянской улице старого русского города оказалась весьма недурна. Цены — московские.

Усадьба и канатка

После обеда по плану был музей. Выбор пал на Усадьбу Рукавишниковых — это главное здание Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника и один из самых лучших музеев города. Он находится на Верхне-Волжской набережной, недалеко от Кремля.

Фото: prigorod.info

Сил гулять в обратную сторону уже не было, поэтому в музей поехали на автобусе от гостиницы Ibis до станции «Академия водного транспорта». Добрались за 20 минут. Пока ехали в автобусе, купили билеты онлайн на официальном сайте — 250 рублей на взрослого.

Музей представляет собой прекрасно сохранившийся купеческий особняк с роскошными интерьерами. Мы взяли аудиогид и больше часа гуляли по 3 этажам музея. Особенно нам, девочкам, запал в душу бальный зал с красивейшим художественным паркетом, огромным зеркалом (самое большее цельное зеркало города!) и богатой люстрой.

Фото: s4.afisha.ru

Закончить туристическую программу первого дня решили канаткой, она расположена как раз в шаговой доступности от Усадьбы Рукавишниковых. Местная канатная дорога славится самым большим в Европе безопорным пролетом над водой. Она соединяет Нижний Новгород с Бором. Мы думали, что Бор — это один из нижегородских районов, но попутчики по кабинке просветили нас, что это вполне себе самостоятельный отдельный город. И что правильно говорить не «мы в Бору», а «мы на Бору». На Бору нам делать было нечего, поэтому мы сразу поехали на фуникулере обратно в Нижний. Дорога туда-обратно обошлась нам в 200 рублей (платили бесконтактно банковской карточкой на турникете), заняла 25 минут и подарила несколько селфи, красивые виды на закатное солнце и эффектное завершение дня.

Фото: mo43.r

Граффити и церковь-вагон

Второй день у нас был тематический, посвященный современному уличному искусству. Нижний считается одним из центров российского стрит-арта. Мы заранее зашли на портал уличного искусства Нижнего Новгорода, скопировали себе карту с расположением картин и составили собственный маршрут из тех объектов, которые хотели посмотреть больше всего.

Обойти все ногами не представлялось возможным, поэтому мы перемещались на общественном транспорте (но лучше было бы на машине). Больше всего нас впечатлили масштабный «Крокодил» у Канавинского моста, «Наблюдение» на Керченской, 20, напоминающее «Девочку с воздушным шаром» Бэнкси, и ироничная «Капча» на Большой Покровской, 32.

Фото: стритартнн.рф

После обеда и до отъезда поезда обратно в Москву оставалась всего пара часов, но мы успели посмотреть еще одно интересное место из нашего максимального списка — уникальную церковь-вагон на улице Братьев Игнатовых в Советском районе. Это действующий храм, старенькие прихожанки которого много лет мечтают об обычной церкви вместо списанного плацкартного железнодорожного вагона. В маленьком голубом вагончике, увенчанным  крестом на деревянном куполе, есть и своя святыня — список с иконы Богоматери Державная. Есть здесь и своя церковная лавка: можно купить и поставить свечки, подать записочки.

Фото: apikabu.ru

Выходные промчались стремительно и, к сожалению, мы не успели посмотреть и сделать многое из максимального списка: и красивейшие парадные лестницы, и Музей советской игрушки, и поездку на экскурсионном трамвае, монастыри и, конечно, Нижегородскую ярмарку. Что ж, похоже пора планировать новую поездку в Нижний.

Блог YouTravel.me
Было интересно? Подпишитесь на рассылку, чтобы не пропустить новые интересные истории и важные тревел-новости